архетипы
МУДРЕЦ
ПУТЬ К РАЮ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ
Мудрец, как и Искатель, так же находится в поисках рая, однако делает это другим способом - путем познания. Он словно ведет человечество к лучшей версии жизни, побуждая к постоянному развитию и развиваясь самостоятельно.
При этом в архетипе могут раскрываться самые разные характеры: это далеко не только убеленные сединами старцы или мудрые бабушки. Соответственно, довольно широк и диапазон интерьеров, подходящих для Мудреца.

К этому архетипу принадлежат все персонажи, которые выступают в качестве экспертов в любой области, ученые и даже журналисты и учителя. Основная черта Мудреца — поиск знания и раскрытие истины.
Типаж Мудреца крайне востребован и в кино, и в литературе — это Шерлок Холмс, доктор Хаус, Шелдон Купер и его друзья из «Теории большого взрыва», Малдер и Скалли из «Секретных материалов».

Это также и все те, кто берется за расследования загадочных преступлений и выводит преступников на чистую воду. Словом, это главный архетип в сюжете, где важно нахождение истины.


Сильной стороной Мудреца вполне предсказуемо является интеллект, а зачастую еще и жизненный опыт. Важным является готовность к саморефлексии.

Слабой — способность погружаться в подробности той информации, над которой работает, настолько глубоко, что так никогда и не использовать ее.

Также периодически архетип Мудреца может раскрываться в роли человека, игнорирующего условия социума.
Часто Мудрецам чуждо украшательство, однако это не значит, что декора в их интерьерах нет вовсе.
Мудрец — созерцатель, и это важный элемент к пониманию интерьера, в котором он раскрывается.

Его интерьеры, как правило, визуально интересны и могут быть вполне насыщены, однако при этом лишены чрезмерного декора.

Скорее, это обстановка, предполагающая возможность сосредоточения, приглашающая к спокойным размышлениям.


Прекрасно для этого подходит, к примеру, классика, в том числе английская, однако вполне возможен и хайтек, поскольку инновации в целом — интересны Мудрецу. Другими словами, для него важен не столько стиль, сколько то, как он осмыслен.

Особое внимание в доме Мудреца занимают книжные шкафы (а то и целые библиотеки), письменные столы и кресла.
Внимание к функциональности – важная отличительная черта интерьера Мудреца.
В целом обстановка, скорее, функциональная, нежели визуально эффектная, однако при этом она может иметь необычные элементы, которые редко (а то и никогда) не встретить в других — так, к примеру, в доме Шелдона Купера стояла модель ДНК в человеческий рост.

Давайте посмотрим, как демонстрируют нам архетип Мудреца режиссеры.
Например, хорошо известный многим советский многосерийный фильм «Большая перемена», где этот архетип раскрывается через главного героя — учителя Нестора Северова.

Напомним основу сюжета: юноша, увлеченный наукой, не проходит по конкурсу в аспирантуру и начинает работать в вечерней школе учителем истории.

Комедийный эффект картины задается несоответствием между архетипом Мудреца (а то, что это именно он, сомневаться не приходится) и жизненной неопытностью, наивностью молодого человека, которая приводит к самым разным смешным ситуациям.

И все же все его поведение — это поведение Мудреца, ведущего своих учеников к свету знаний, даже порой через их сопротивление этому.

Итак, давайте посмотрим на интерьеры, в которых раскрывается персонаж. Разумеется, помещение, которое задействуется чаще всего — это классная комната. Казалось бы, что в ней может быть интересного? Однако, оно есть.

По большому счету, это настоящий «храм знаний», которому присуща строгость, чистота цвета, основной акцент сделан на портретах ученых на стенах.
Нестор естественно выглядит в классическом интерьере университета и забавно, чуждо — на фоне завода, где работают его ученики.

Еще более явные отсылки к классическому — дореволюционному — стилю можно увидеть в интерьерах, где показывается Полина — любимая девушка Нестора, которая также занимается наукой.


А вот у Светланы Афанасьевны (учительницы русского языка и литературы и, соответственно, тоже носителя этого архетипа) обстановка дома — более современная, однако и здесь сохраняется общий глубокий фоновый оттенок. Правда, здесь он не зеленый, а красный, близкий к кирпичному.

Давайте запомним эту интересную цветовую гамму архетипов: глубокие зеленые и красно-кирпичные цвета - и посмотрим на другой фильм.
А теперь понаблюдаем, как раскрывается этот образ в зарубежном фильме. Довольно ярко архетип Мудреца показан в фильме «Красные огни», где ученая Маргарет разоблачает шарлатанов, представляющих паранормальные явления. И мы снова видим раскрытие — через учебную аудиторию, где опять преобладают глубокие оттенки, на фоне которых светлыми пятнами выделяются люди и их расчеты.
Обращает внимание на себя кирпичная стена темного красного цвета. Не правда ли, интересное совпадение с предыдущим фильмом? И снова — зелень доски и графики, что, в общем, вполне ожидаемо для учебного заведения.

Что же у нее дома? — Такая же кирпичная стена и снова покрашена в один цвет, однако здесь она — белая.

Обстановка при этом довольно простая и функциональная, однако вовсе не безличная, как в "отельном варианте" Искателя.
Особое место занимает стол с рабочими бумагами, ноутбуком и телефоном, и все же здесь уже появляется декор в виде не самых простых форм — зеркала и часов, а также нескольких предметов современного искусства, в том числе светильник, напоминающий по форме классическую колонну.


Все это говорит о том, что героине хоть и чуждо излишнее украшательство, она совершенно не чужда эстетике и не ограничивается только функциональными вещами. Здесь мы можем увидеть прекрасный пример взаимодействия с декоративной частью интерьера. Мудрец – на то и мудрец, чтобы выбирать что-то нестандартное, интересное и необычное. Как и он сам.
Значение архетипа для жизни: для поддержания стремления к знаниям, поиску правды, движению вперед в духовном и интеллектуальном развитии.

Цель: познать мир, в котором мы живем.
Кстати, не редкость
в домах этого
архетипа - разные
коллекции.