На этом сайте используется система сбора cookies. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете свое согласие на сбор и обработку этих файлов.
OK
архетипы
ГЕРОЙ
СДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ
Мир, такой, как он есть, не устраивает архетипического героя. Он стремится изменить его к лучшему: спасти тех, кто нуждается в спасении, победив врагов — конкретных либо безличных: жизненных обстоятельств, людского мнения, негативных стереотипов.
Слабостью Героя является его страх поражения, ранимости и беспомощности, поскольку в его представлении он имеет право только на то, чтобы быть сильным и мужественно встречать невзгоды лицом к лицу.
В мировом искусстве и литературе этот архетип представлен чрезвычайно широко. Так, только в одном кинематографе созданы уже целые вселенные с супер-героями, спасающими мир. Во многом именно архетипичность становится залогом успеха этих фантастических образов: Бэтмена, Супермена, Агента 007 и ряда других.


Этот архетип обыгрывается в сюжетах на военные, политические или спортивные темы, а также в произведениях про борьбу за права человека — словом, каждый наверняка может назвать с десяток Героев, практически не задумываясь.

Герой проявляет себя с использованием нескольких основных качеств: воля, мужество, сила и компетентность. Для того, чтобы победить врагов и изменить мир к лучшему, ему приходится много знать и уметь, причем вести себя последовательно и упрямо.

Это нередко приводит и к перекосам — постоянному поиску врага и чрезмерной уверенности в своей правоте, порой — высокомерию.
Нередко роскошные интерьеры показываются как принадлежащие другим персонажам — нередко, собственно говоря, их врагам — Антигероям, носителям Зла.
При всем многообразии Героев, можно выделить две яркие черты, которые появляются при раскрытии этого архетипа в окружающем пространстве. Первое — спартанская (очень скромная) обстановка: сюда войдут все лаконичные интерьеры, казармы, общежития, простые комнаты, спортивные залы и пр.

Главное – внимание Героя к цели, а не к фону, на котором он выступает, а также его готовность преодолевать бытовые сложности и лишения.

Второе — нарочитая роскошь, которая может быть представлена для того, чтобы оттенить Героя, показать его чуждость такому интерьеру и выделить его за счет противопоставления обстановке.

Что касается отечественного кино, то на память сразу приходят две кинокартины разных лет — фильмы «Офицеры» и «Брат» («Брат 2»). И в обоих случаях представлена спартанская обстановка: в обоих случаях, кстати, связанная с переходными периодами в истории страны. Но даже в мирное время в фильме «Офицеры» не увидеть какого-то стилевого разнообразия: обстановка скромна, ничего лишнего, что диктуется необходимостью в любой момент встать и переехать туда, куда пошлет Родина.

Похожая история — и с фильмом «Леон» Люка Бессона. где мы видим главных героев (оба — воплощения одного архетипа) — в череде гостиничных номеров, выдержанных практически в монохроме. Другими словами, минимализм обстановки поддерживается даже в цветовом решении. Кстати, здесь также есть кадры противопоставления Героев и стеклянных стен мегаполиса.
Схожесть в кочевом образе жизни как распространенном варианте развития архетипов влияет и на их интерьеры.
Кстати, в этом архетип Героя очень близко смыкается с архетипом Искателя. И тот, и другой — странники, однако если Искатель занят исследованием, открытием чего-то, то Герой старается изменить мир так, как считает правильным.

При этом если у Искателя зачастую безличный интерьер взаимодействует с элементами домашней жизни, при этом многое у него нацелено на комфорт или как минимум функциональность, то у Героя комфорт вообще практически не задействуется.

Герою вообще зачастую словно должно быть дискомфортно, что еще более разовьет его волю и мужество. Даже домашнее растение Леона — без корней, что является одним из мощнейших символов фильма.

Впрочем, такая обстановка хорошо работает в фильмах, где требуется раскрыть архетип Героя, но что происходит в реальной жизни? Неужели современным Героям нужна максимально дискомфортная и безличная обстановка? Неужели только минимализм и брутализм?

Конечно же, нет. Архетип Героя в жизни раскрывается иначе, нежели на большом экране.
Вопреки кинематографу, в жизни Герой — не только тот, кто побеждает конкретного противника. Это в гораздо большей степени тот, кто старается сделать мир лучше в целом, гораздо чаще противодействуя неким обстоятельствам, в том числе и чисто природного характера (так, врач, который старается спасти своих больных, — также несет в себе яркие черты архетипа Героя).


Это, прежде всего, все те, кто вообще мыслит категориями «как сделать мир лучше» и ставит перед собой такую задачу. Ответов на такой вопрос находится, разумеется, множество: это и борьба за социальную справедливость, и внимание к вопросам экологии, и духовное самосовершенствование. Соответственно, будет выглядеть и современный интерьер Героя.

Это — практически все примеры инновационных архитектурных проектов и интерьеров, а также следование принципам устойчивого развития и осознанного потребления.

Каждый раз, когда компания объявляет о сертификации зданий по экостандартам, можно предполагать, что ставка делается на арендаторов или жильцов с выраженным архетипом Героя.
Соответственно, можно увидеть, что современные бизнес-центры очень часто проектируют с желанием воздействовать именно на Героев.

Именно так появляется разница между кино и реальной жизнью: разные Герои — разные интерьеры. То, что было чуждо архетипу на экране, прекрасно раскрывает его в реальной жизни.
Поскольку архетип основан на проявлении высокой энергии, интерьер может быть наполнен элементами, символизирующими эту энергию — например, декором из металла. Также уместными будут формы, которые зададут ощущение стремительности: крупные, резкие, рубленые. Прекрасно подойдут мотивирующие цитаты, яркие, активные цветовые сочетания.

В наиболее ярком проявлении архетипа интерьер действительно может стать подчеркнуто спартанским, сдержанным. Довольно часто Герои обращаются к японской эстетике, тесно связанной в представлении западного человека с кодексом самураев. И здесь на раскрытие архетипа играет и японский минимализм, и ощущение пространства, которое необходимо для проявления энергии архетипа.
Значение архетипа для жизни: поддержка мужества и силы воли, развитие ума и энергии.

Цель: победа над недостатками мира.