В чем плюсы и минусы школьной формы?
Форма сама по себе как предмет одежды — нейтральна, не хороша и не плоха, и может быть оценена разве что с позиции удобства или неудобства в процессе ее ношения. С психологической же точки зрения ее плюсы и минусы начинаются, когда появляется контекст: атмосфера в школе напрямую влияет на то, какой посыл несет эта форма и какое значение в нее вкладывают и те, кто ее предлагает, и те, кто ее носит.

Если представить какое-то учебное заведение, в которое ученик просто мечтает попасть — например, некий престижный колледж. Поступить туда может быть совсем непросто, но учеба в таком месте не только даст глубокие знания и мощную поддержку со стороны высокопрофессиональных педагогов, но и откроет хорошую жизненную дорогу в будущем. Скорее всего, учащиеся такого заведения будут носить форму с чувством гордости, ощущением причастности. В этом случае единая форма работает на создание единства, укрепления общности в заведении. Неудивительно, что ученики могут носить ее и вне аудиторий, чтобы демонстрировать и другим причастность к этой социальной группе.

Совершенно другая история — в случае, когда форма вводится слабым учебным заведением для унифицирования, усиления дисциплины за счет борьбы с индивидуальными проявлениями учащихся. Разумеется, такие цели чаще всего не будут озвучиваться официально, но если они в принципе есть, это все равно будет чувствоваться, поскольку будет задано поведением преподавателей и руководства. В этом случае форма, с одной стороны, может действительно работать на некоторое обезличивание, но с другой — и восприниматься учащимися она будет как что-то нежелательное, от чего хочется побыстрее избавиться. Одновременно с этим будет расти внутренний протест против такой атмосферы учебного заведения в целом.

Другими словами, крайне важно и то, какие задачи ставятся в каждом конкретном случае перед введением формы, и кто именно использует этот «инструмент» — от этого будет зависеть и получаемый в результате эффект. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и индивидуальное отношение к форме со стороны ученика, но в целом будет работать все-таки общий настрой, который задается не формальными лозунгами и целями, а общей реальной постановкой дела в коллективе.

Made on
Tilda